Первый пансионат Социального гериатрического центра «Опека» появился в Санкт-Петербурге в 2009 году, в разгар кризиса. Сегодня СГЦ «Опека» - сеть из шести учреждений подобного типа, и ее создатели не собираются останавливаться на достигнутом.
Санкт-Петербург, если судить не по дате основания, а по проценту пожилых людей, проживающих в нем, едва ли не самый старый город России. Больше 25% населения «колыбели трех революций» – люди пенсионного возраста (в среднем по стране этот показатель – 20%). Именно поэтому вопрос заботы о престарелых стоит здесь очень остро. Тем не менее в 2008 году, когда молодой предприниматель Алексей Маврин задумался о создании такого полезного и нужного людям бизнеса, как пансионаты для пожилых, этот рынок был фактически свободен. Так Алексей стал первооткрывателем. Первооткрывателем-одиночкой: в тот момент сотрудничества государства и частного бизнеса в социальной сфере, по сути, не существовало, так что совместной работы с госучреждениями не вышло.
Главным помощником Алексея в этот непростой период стала его сестра, Татьяна Коврижных, - сегодня она является одним из руководителей сети пансионатов «Опека». Сам же Алексей в настоящее время не только занимается развитием своего социального бизнеса, но и входит в состав рабочей группы при министерстве труда, участвуя в совершенствовании базы законопроектов, связанных с пожилыми людьми. Лед тронулся.
Первая проблема, с которой пришлось столкнуться Маврину, была связана с российским менталитетом. В момент открытия «Опеки» повсеместно было распространено мнение, что отдать пожилого человека на проживание в «учреждение» – все равно что отказаться от него. Подобные шаги осуждались, да и пансионатов хорошего уровня в то время в городе не существовало – не было практики, на которую можно было бы опереться в работе. И все же, посещая зарубежные дома престарелых, изучая их опыт, размышляя о потребностях людей «третьего возраста», Алексей и Татьяна сумели создать собственный проект и воплотить его в жизнь.
На деле высококлассный профессиональный уход во многом превосходит домашний. Пожилому человеку требуется не просто забота, но и общение, занятия по развитию когнитивных функций, профессиональная реабилитация. Подобную поддержку, как правило, сложно организовать своими силами, и это не улучшает обстановку в семье. «Зачастую пожилой человек дома чувствует себя обузой для родных, – поясняет Екатерина Танаева, PR-директор СГЦ «Опека». – Это негативно сказывается как на нем, так и на его родных.
А помощь и забота от профессионалов принимается с благодарностью. В итоге в семье налаживается психологический климат». Задача «Опеки» – не просто обеспечить пожилому клиенту достойный уход, но вернуть ему радость и разнообразие жизни. Алексей Маврин поясняет: «Основная идея нашего проекта – чтобы старость в России перестала пугать. Старость – не безысходность. Пожилые люди должны быть уверены, что у них будет максимально наполненная при их физических возможностях жизнь».
Как уже упоминалось, в далеком 2008 году проект не нашел государственной поддержки. Поэтому первое учреждение было открыто на собственный капитал, затем привлекли кредитные средства и соинвесторов. «Рентабельность нашего бизнеса изначально минимальна, – поясняет Екатерина Танаева. – Для сравнения: рентабельность кофейни – 1000%, рентабельность социально ориентированного бизнеса – до 20%, потому как себестоимость услуг очень высока».
И все же пансионаты окупают себя самостоятельно: если первых клиентов «Опека» набирала по знакомым, которым требовалась услуга, то на момент открытия пансионата «Южный», крупнейшего на сегодня учреждения сети, запустившегося в августе 2012-го, желающих уже было больше, чем мест. Начало работы «Южного», рассчитанного на 126 человек, помогло решить проблему нехватки мест, избавив более сотни пожилых людей от необходимости томиться в очереди, месяцами ожидая свободного места.
Создавая свой первый пансионат, Алексей Маврин изначально ориентировался на финансовые возможности большинства: достойная старость – не услуга для избранных. Она должна быть доступна всем. Сегодня месяц проживания в СГЦ «Опека» стоит порядка 40–46 тысяч рублей. Эта цена позволяет большинству питерских пенсионеров без посторонней помощи оплачивать свое пребывание в пансионате: решить вопрос, как правило, позволяет пенсия блокадника или ветерана и доход от сдачи квартиры в аренду.
Одновременно для тех, кто способен к самообслуживанию, предусмотрена специальная цена - активные пожилые люди могут пользоваться услугами «Опеки» за 1100 рублей в сутки. В стоимость проживания включены такие опции, как круглосуточный социальный уход, питание, контроль за состоянием и самочувствием проживающих, работа с психологом, бытовая реабилитация, арт-терапия, организация досуга и праздников.
Особое внимание уделяется в пансионатах Алексея Маврина медицинскому уходу: официальное здравоохранение, в сущности, не заботится о восстановительных программах для пожилых, фокусируясь на лечении как таковом. Тем ценнее оказываются программы восстановительного лечения (реабилитации), разработанные ведущими врачами-гериатрами города и учитывающие полиморбидность (сочетание нескольких заболеваний) и индивидуальные особенности пациентов, действующие сегодня в «Опеке».
Рассказывая о проекте, Екатерина Танаева с удовольствием отмечает, что финские студенты, приехавшие в «Опеку» на стажировку, не увидели разницы между бытовыми условиями и обстановкой питерских и финских пансионатов. «Ребята рассказали, что в Финляндии такие учреждения больше напоминают больницы, а наши «опековские» – домашние и уютные!», – добавляет она. При этом в Финляндии подобные учреждения примерно на ¾ финансируются государством, а стоимость их услуг в 3 раза выше, чем в «Опеке».
Сегодня петербургский социальный гериатрический центр окупает себя самостоятельно, однако «Опека», как и любое другое предприятие, нуждается не только в оборотном капитале, но и в средствах на развитие. В 2013 году проект Алексея Маврина получил финансовую поддержку Фонда «Наше будущее»: беспроцентный заем в пять миллионов рублей сроком на пять лет. На эти деньги Маврин оплатил аренду помещения для нового, шестого по счету, пансионата (до этого существовали «Источник», «Европейский-1», «Европейский-2», «Домашний», комплекс «Южный») и его ремонт. Так совместными усилиями на карте Петербурга появилась еще одна «точка добра»: Городской пансион «Опека».
В отличие от предыдущих пансионатов, находящихся в пригородной зоне, Городской пансион «Опека» расположен непосредственно в Петербурге, недалеко от одной из станций метро. Он предназначен для тех пожилых людей, чьи родственники дорожат возможностью как можно чаще навещать родных. Работники СГЦ «Опека» не используют применительно к пожилым людям, проживающим в пансионатах, слово «пациент». «Мы не хотим делать акцент на болезнях, – поясняет Екатерина Танаева. – Называем их подопечными, проживающими, а сиделки, бывает, мальчиками и девочками.
И интерьер в комнатах создаем такой, чтобы пансионат напоминал не официальное учреждение, а дом. Словом, создаем настроение. Нельзя считать, что пожилой человек – тот, что отжил свое, что уже не живет, а доживает. Даже в самом преклонном возрасте, при тяжелых болезнях можно найти радость в каждом дне. Кредо «Опеки»: подопечные должны жить как можно дольше и как можно лучше. Это наша репутация и наша основная мотивация».
Автор: Валентина Петрова