Алексей Маврин из Санкт-Петербурга задумал открыть пансионат для пожилых людей в 2008 году. Тогда на рынке подобных частных учреждений практически не было: слишком сложным и малорентабельным казался предпринимателям этот бизнес. Однако Маврин — из тех, кого трудности лишь раззадоривают:
«Все проблемы возникают просто от недостатка знаний, опыта. Самый сложный момент заключался в том, что мы старались сделать все как можно быстрей, но на практике первые шаги требовали бОльших усилий, и вперед мы двигались медленнее, чем хотелось».
Спустя шесть лет после запуска СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕРИАТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ОПЕКА» — первая в Северо-Западном федеральном округе и крупнейшая в России сеть частных пансионатов с годовым оборотом около 100 млн рублей. Достигнутые успехи в мае этого года были оценены и бизнес-сообществом - Алексей Маврин стал обладателем премии «Импульс добра», учрежденной фондом Вагита Алекперова «Наше будущее» в номинации «За личный вклад в развитие социального предпринимательства».
В 2008 году компания Маврина начинала свою деятельность под названием «Всегда рядом» с предоставления услуг сиделок в больницах. Однако, как известно, в медицинских учреждениях «посторонних» не очень любят, и было принято решение несколько «перепрофилироваться»: сначала компания начала предлагала патронажные услуги пожилым людям на дому, затем возникла идея открытия пансионата.
«Многие пожилые люди — особенно те, у кого есть серьезные проблемы с передвижением, фактически замурованы в четырех стенах, — говорит Маврин, — Для них даже поход к врачу — значимое событие в жизни: люди там встречаются, общаются и получают медицинскую помощь. В наших пансионатах происходит, по сути, тоже самое, только в качественно иной форме: люди получают квалифицированный социальный уход и медицинскую помощь, общаются и, что очень важно, перестают чувствовать себя обузой для родственников».
В выигрыше и заказчики — простой экономический расчет показал, что оплата за пребывание человека преклонного возраста в частном пансионате с круглосуточным уходом обойдется для родственников дешевле, чем оплата услуг постоянной сиделки, да и гарантий по качеству обслуживания больше. Для запуска первого пансионата потребовалось около 1 млн рублей (эти средства были взяты из личных сбережений Маврина — бизнесмен на тот момент уже руководил сертификационным центром).
Главная проблема, с которой столкнулась компания на первых порах — устойчивое мнение о том, что дома пожилому человеку в любом случае лучше, чем в самом замечательном «казенном учреждении». И первые клиенты появились не сразу — в основном, искали по знакомым.
«Когда я начинал этим заниматься, тоже думал — дома бабушкам и дедушкам лучше, — рассказывает Алексей. — Но потом понял, что это не так. Ситуации бывают разные. Представьте, например, такую: немощный пожилой человек живет в квартире один, к нему приходят родственники — кормят, переворачивают в постели, меняют памперсы, но это бывает всего несколько раз в день... Родственнику в одиночку, без специальных навыков и оборудования сложно это делать, и человеку преклонного возраста находиться целый день одному, лежа в кровати, тоже очень нелегко... Если пожилой человек живет с семьей, то часто возникает другая проблема – кто-то из близких вынужден отказываться от полноценных работы или отдыха. Также многие пожилые люди начинают стесняться своей беспомощности и страдают от этого. У меня самого бабушка, которая живет с родственниками, стесняется признаться, что ей, например, тяжело самой подстричь ногти на ногах или помыться в душе. Когда человек попадает к профессионалам — к медикам, к психологам, он становится гораздо свободнее, с большей благодарностью воспринимает заботу о себе».
А иногда бывают интересные случаи, рассказывает Алексей, привозят пожилую родственницу со словами: «Наша бабушка лежачая, не ходит и даже не встает». А буквально через несколько дней выясняется, что бабушка начала ходить, кавалера себе нашла и замуж собирается.
«У человека пробуждается интерес к жизни, который является, по сути, самым лучшим лекарством», - резюмирует Маврин.
Другую проблему, решение которой требуют значительных усилий, Маврин видит в поиске квалифицированных медиков — хорошие, крепкие профессионалы, по словам предпринимателя, пока еще скептически относятся к частным стационарам.
Стоимость проживания в пансионатах сети «Опека» - от 1300 до 2700 рублей в сутки (в зависимости от уровня комфорта выбранного пансионата и типа размещения). Сегодня шесть пансионатов сети, расположенные в Санкт-Петербурге и ближайших пригородах, рассчитаны на 280 человек. В основном там живут люди преклонного возраста, которым требуется круглосуточный уход — те, кто страдает деменцией (старческим слабоумием), перенес инсульт, перелом шейки бедра, операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава... Большинство людей остаются на долгосрочное проживание.
«Сезонность» в этом бизнесе тоже присутствует.
«Часто в первый раз люди привозят к нам пожилых родных на месяц или «на каникулы» - в пору отпусков, когда хочется уехать на отдых, а оставить бабушку или дедушку не с кем, — рассказывает Маврин, – Потом, после возвращения, они забирают человека домой или же решают оставить его и дальше в пансионате, потому что видят, что так ухаживать сами они бы не смогли».
Рентабельность сети составляет до 20%, однако центр, конечно, нуждается в средствах на развитие. В 2013 году «ОПЕКА» получила финансовую поддержку фонда «Наше будущее» — беспроцентный заем в 5 млн рублей сроком на пять лет.
Эти деньги Маврин использовал для аренды и ремонта помещения шестого пансионата.
Предприниматель уверен, что большие стационары, рассчитанные на 800-1000 мест, не самые комфортные места для жизни пожилых людей.
«Оптимальный вариант — пансионат на 40-70 человек, — говорит предприниматель. — Такие «аккуратные» дома удобны в использовании и для подопечных, и для персонала. Собственно, аккуратность и вдумчивость — главное в любом бизнесе, особенно в социальном».
Автор статьи Надежда Старовойтенко.