Пансионат для пожилых «Опека-Рижский»: скандинавский минимализм и обед под «Розамунду» на баяне

10/05/2023

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова продолжает изучать опыт негосударственных организаций, которые специализируются на круглосуточном уходе за пожилыми людьми (в том числе утратившими способность к самообслуживанию из-за деменции, инсульта и других заболеваний) и входят в городской реестр поставщиков социальных услуг.

Фото комнат

В этот раз Уполномоченный посетила пансионат «Рижский» сети гериатрических центров «Опека».

Уполномоченного сопровождали сотрудники ее аппарата, а знакомили с работой учреждения, коллективом и постояльцами основатель и генеральный директор группы компаний «Опека» Алексей Маврин и управляющая пансионатом «Рижский» Юлия Васильева.

Генеральный директор уточнил, что в настоящее время в ГК «Опека» входит 13 пансионатов в пяти регионах России: 6 – в Санкт-Петербурге, 2 – в Ленинградской области, 3 – в Москве, 1 – в Московской области, 1 – в Челябинске. Общая наполняемость – более 1100 человек. И во все эти частные пансионаты при наличии свободных мест принимаются пожилые люди не только на коммерческой основе, но и в рамках Федерального закона ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». «Опека» также активно развивает патронажные услуги по уходу за пожилыми и инвалидами на дому.

Пансионат «Рижский» рассчитан на размещение 50-ти человек, сейчас в нем проживает 40. Большинство — 1934-38 годов рождения. Летом, когда родственники разъезжаются в отпуск, заняты все места.

Светлана Агапитова обратила внимание на то, что в пансионате больше пожилых мужчин, чем в других подобных заведениях, которые она посещала. Юлия Васильева не без гордости подтвердила, что гендерный баланс в пансионате соблюдается — мужчин здесь порядка 40%, и «все они очень активные».

Скандинавский минимализм

Фото комнат

Двухэтажное здание пансионата полностью приспособлено для маломобильных граждан на своих и предоставляемых пансионатом креслах-колясках и ходунках. Препятствий для их передвижения нет.

Интерьеры мест общего пользования, а также трех-, двух- и одноместных жилых комнат выполнены в скандинавском стиле. Это прежде всего экологичность, чистота, природность форм, светлые просторные помещения, не загроможденные мебелью и вещами.

Туалеты, правда, только на этаже. В каждом номере стоят т.н. санитарные стулья (для тех, кому трудно ночью идти в туалет). В улучшенных номерах есть раковина и холодильник. В одноместных комнатах с круглосуточной сиделкой есть еще дополнительная кровать для нее и диван для родственников, если они захотят остаться на какое-то время. Иногородние посетители могут здесь останавливаться на все время своего визита.

«Больше похоже на гостиницу, чем на жилье, — отметила Светлана Агапитова в одной из трехместных комнат. – Где личные вещи постояльцев, благодаря которым создавалось бы впечатление, что они тут как дома?».

«Вообще, близкие приносят нашим постояльцам памятные для них вещи, картины, фото, игрушки, но совсем немного, — ответила управляющая пансионатом. – Дело в том, что почти все наши бабушки и дедушки считают, что они тут временно, ненадолго. И что это не новый их дом до конца дней, а комфортный отель с пятиразовым питанием, досугом и лечением. Они думают, что вернутся дети из отпуска и заберут обратно домой. Им так психологически легче, а мы не переубеждаем. И многих часто забирают, потом снова к нам привозят».

Алексей Маврин подтвердил, что интерьеры и условия в пансионатах сети подчинены гостиничному принципу: «Как в четырехзвездочных отелях». За основу принята концепция пяти чувств: красиво, приятно на ощупь, приятно пахнет, негромко, вкусно.

Под польку из «Покровских ворот»

Фото в столовой

Как по заказу, по дороге в столовую Светлана Агапитова с коллегами услышали негромкую и приятную живую музыку. На баяне играли польку «Розамунда».

Пока столы накрывали к обеду баянист развлекал проживающих и другими композициями середины 20 века (когда они были молодыми). Сразу вспомнился фильм «Покровские ворота». Может быть, потому что исполнитель был чем-то похож на одного из героев – Савву Игнатьевича. Хотя тот исполнял «Розамунду» на аккордеоне, баян в «Рижском» звучал не менее зажигательно. На радость слушателям.

Алексей Маврин отметил, что репертуар тщательно продумывается – с учетом возраста и музыкальных предпочтений гостей. Судя по реакции на «Розамунду», постояльцы были довольны.

Обед по расписанию

Фото в столовой

Все проживающие в «Рижском» обеспечены пятиразовым питанием, которое готовит своя кухня. Меню — в зависимости от рекомендаций врачей. Есть диетический стол, стол для диабетиков и людей с заболеваниями ЖКТ.

Уполномоченный с сотрудниками приехали в обеденное время, от дегустации вежливо отказались, но внешний вид, запах и разнообразие блюд оценили.

Светлана Агапитова обратила внимание, что кому-то кладут гораздо больше гарнира, чем мяса, а кому-то – наоборот. «Неужели тигру не докладывают мяса?» – в шутку поинтересовалась омбудсмен.

Выяснилось, что это индивидуальные предпочтения некоторых проживающих.

Что говорят постояльцы

Фото в коридоре

На пансионат постояльцы, с которыми удалось поговорить Уполномоченному, не жаловались, но и особой радости от того, что оказались вне дома, не испытывали.

«Ну что поделаешь, — философски заключила одна гостья пансионата, возвращающаяся с прогулки и достаточно уверенно передвигающая ходунки в сторону своего номера. – Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Я стараюсь. Еда вкусная, уход прекрасный, компания у меня тоже хорошая».

Еще одна проживающая рассказала Светлане Агапитовой, что только приехала со свадьбы старшей внучки, которая о ней заботится, и будет в пансионате пока молодожены не вернутся из свадебного путешествия.

Психологи помогают постояльцам осознать, что сами они о себе позаботиться уже не в состоянии, а у близких нет возможности обеспечить постоянный уход. Ведь пожилой человек, особенно с деменцией, не всегда адекватно оценивает свои силы и зачастую не осознает, что нуждается в профессиональной помощи.

У Юлии Васильевой Уполномоченный поинтересовалась деликатным вопросом совместимости проживающих в трех- и двухместных номерах: кто-то не может найти общего языка, кому-то жарко, кому-то холодно, кто-то часто встает, кто-то храпит, кто-то чутко спит. Ужиться друг с другом бывает непросто.

Управляющая ответила, что им повезло, и неуживчивые гости встречаются крайне редко, но, если вдруг возникают «неразрешимые противоречия», сразу переселяют.

Уход и медицина

Фото на улице

Еще по дороге в пансионат Светлана Агапитова и ее коллеги встретили во дворе группу проживающих на прогулке. Пожилые дамы с несколькими кавалерами грелись на майском солнце и мило беседовали. А в помещении другие постояльцы активно участвовали в занятиях ЛФК, в том числе колясочники.

Подопечным оказывается помощь в быту: прием пищи, гигиена, переодевание, передвижение. Для нуждающихся организовано круглосуточное наблюдение.

Пообщалась Уполномоченный с работающими в пансионате медиками. Они ответили на вопросы о медицинской лицензии – она есть у всех отделений ГК «Опека», которая позиционирует себя как сеть гериатрических центров. В пансионате «Рижский», правда, еще нет полноценной медицинской реабилитации.

По словам Юлии Васильевой, это направление будет постепенно развиваться, но пока еще не завезли оборудование. В других отделениях проводится реабилитация после инсульта, химиотерапии, перелома шейки бедра и прочего

В «Рижском» работают медицинские специалисты разных профилей, помогающие пациентам, среди которых есть люди с деменцией и болезнью Альцгеймера, адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Врачи и социальные работники стараются не только продлить их жизнь, но и сделать ее по возможности полноценной – с качественным уходом и приятным общением.

Есть у ГК «Опека» и образовательная лицензия на обучение сиделок. Кадры для своих гериатрических центров руководство сети растит и готовит по специально разработанной программе.

В «Рижском» на одну сиделку в среднем приходится до шести проживающих. Если рассматривать уход шире (не только как помощь сиделок, но и санитаров, культурологов, аниматоров), то на одного ухаживающего будет не более троих постояльцев.

Алексей Маврин вспомнил ситуацию с лежачей бабушкой, которую родственники привезли в тяжелом состоянии, с пролежнями, и каждый месяц интересовались, не стало ли ей хуже:

«Мы им ответили, что если они на это рассчитывали, то не в тот пансионат привезли бабушку. У нас ей не то, что хуже не стало, наоборот, пролежни убрали, она встала и даже ходить потихоньку начала».

Комментарий Светланы Агапитовой:

«У меня сложилось приятное впечатление от пансионата. И концепция, и скандинавский минимализм, и гостиничные, и бизнес подходы у «Опеки» очень интересные. Правда, если честно, выбирая для себя пансионат, между комнатой в комфортабельном отеле с экологичным и новым оборудованием и уютным домом с дорогими мне вещами и даже собственной мебелью я предпочту второе. Лучше бы, конечно, в своем доме в окружении любящих родных и близких до конца жизни быть, если удастся. Но все люди разные и обстоятельства тоже…

Обсудили мы с руководством «Опеки» и возможные варианты выхода из ситуации, заложниками которой оказались очень многие негосударственные учреждения Петербурга – поставщики социальных услуг (в т.ч. крупнейшие и одни из лучших в городе — пансионат «Курортный» и ГАООРДИ). По данным Комитета по социальной политике, в течение этого года количество получателей социальных услуг у негосударственных их поставщиков должно сократиться на четверть, а свободных мест в государственных интернатах и домах престарелых сейчас для этого, мягко говоря, недостаточно. Я получаю коллективные жалобы обеспокоенных родственников. Вместе с КСП, Комитетом финансов и лидерами этой отрасли, одними из которых, безусловно, являются Алексей Маврин и его партнеры, будем прилагать усилия для выхода с наименьшими потерями из сложившейся ситуации».


8 (800) 500-47-25